И.о. главы Мининформсвязи Леонид Рейман обозначил сроки создания российской операционной системы и пакета прикладных программ. Во время вчерашнего заседания совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов он заявил: «Уже в 2008 году российские программные продукты пройдут тестирование в трех пилотных регионах: Томской области, Пермском крае и Республике Татарстан. А в 2009 году отечественное программное обеспечение будет установлено на всех школьных компьютерах», — сообщает пресс-служба министерства.
Данное заявление, видимо, — один из популистских информационных шагов Реймана. Перейти на все отечественное — дело хорошее, но пока вряд ли возможное. И.о. министра любит хвастаться сомнительными успехами.
Ситуацию комментирует эксперт в области компьютерных технологий, системный архитектор KM.RU Алексей Куклин:
— Есть такое понятие, как дистрибутив, — это сборка кирпичиков, из которых состоит система. Есть крупные, есть мелкие дистрибутивы, есть специально ориентированные под какие-то конкретные задачи. У них разная политика развития, разная политика обновления. Под русской операционной системой в данном случае понимается дистрибутив, который поддерживается и развивается российской командой.
Ни в коем случае нельзя говорить о том, что это все будет разработано нами, ни у кого нет таких ресурсов, все разработки — международные.
Но и даже если бы и были, нельзя замыкаться. Например, дистрибутив, с которым я работаю, Debian GNU/Linux, - один из крупнейших, поддерживается десятками тысяч человек по всему миру. А разработкой конкретных программ занимается еще огромное число людей. Основная разработка многих важных проектов, таких как офисный пакет Openoffice.Org, файловый сервер Samba и многие другие, ведется коллективами, входящими в состав крупных международных фирм. Дальше работать с этим программным обеспечением чисто российскими силами просто объективно невозможно. Нет у нас таких ресурсов. А обеспечить поддержку дистрибутива, работу по его заточке под конкретные цели, работу по отслеживанию ошибок, исправлений и так далее российскими силами, — это вполне реально.
И такой дистрибутив действительно можно назвать отечественным продуктом. С точки зрения технических и бизнес-процедур — это вполне самостоятельная сущность. Бизнес по поддержке независимых дистрибутивов Linux широко развит на Западе, в нем участвуют многие гранды компьютерного бизнеса — такие, например, как широко известные компании Red Hat, Novell, Hewlet Packard и др.
Отдельный вопрос — подготовка нормативно-правовых документов, чтобы это все работало: чтобы не получилось, что нам правительство сказало, что все работает, а на местах не знают, что с этим делать. Подготовка документации, учебных и методических материалов — серьезная и крайне важная работа.
Вообще, термин «российская операционная система» — несколько спекулятивный, но задача поставлена правильно, поскольку есть одна важная проблема, связанная с программным обеспечением: мы имеем в лучшем случае разработчиков, которые здесь работают на Запад. А результат, который нам возвращается сюда, — его невозможно тиражировать как научный продукт, и фактически деньги, которые платятся за лицензии на программное обеспечение, уходят из страны. Начало государственной поддержки работ по созданию программного обеспечения позволит создавать центры, которые будут работать для России, на Россию в интеграции с международной IT-индустрией и сообществом.
Есть серьезная надежда, что деньги, которые сейчас планируется вложить в проект, не будут потрачены неразумно, потому что люди, которые занимаются проектом, имеют несколько лет плотной работы с системой государственного управления и в состоянии не только разработать технический продукт, но и обеспечить его использование в существующей системе государственного управления.
Камменты тут